- ИНДИЙСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНДИ́ЙСКАЯ ДРЕ́ВНЯЯ ЛИТЕРАТУ́РА, совокупность явлений литературно-исторического процесса у разных народов и народностей древней и раннесредневековой Индии, запечатленная в памятниках литературы, главным образом на санскрите и пракритах, с древнейших времен до XXII вв. Представляет собой общее наследие всех национальных индийских литератур.
Древнейшие из сохранившихся памятников веды (конец 2‑го 1‑я половина 1‑го тысячелетия до н. э.), священные книги индуизма на древнеиндийском языке (ведийском санскрите): Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Они содержат религиозные гимны и формулы. Важнейшая и древнейшая из них Ригведа (окончательно оформилась к X в. до н. э.); Яджурведа и Самаведа приспосабливали ее гимны к потребностям ритуала. Веды своеобразная антология древнейшей религиозной и светской поэзии народов Индии. Среди гимнов Ригведы образцы гимнологии, лирики, эпоса, драматургии, сатирических произведений, а также философской лирики. Образцы собственно литературных произведений, имеющихся в ведах, как бы фрагментарны они ни были, говорят о высокой ступени развития литературы, достигнутой народами Индии уже к рубежу 21-го тысячелетия до н. э. В ведических гимнах причудливо переплетаются идеи, связанные как с кочевым, скотоводческим бытом, так и с городской, хотя еще и примитивной, культурой. Веды, по преданию, передавались изустно из поколения в поколение, но уже в начале 1‑го тысячелетия до н. э. стали мало понятны и требовали подробных комментариев как для теологического, так и для филологического истолкования. Вокруг каждой веды появились произведения брахманы, интерпретирующие содержание ведических гимнов. Брахманы служили в основном задачам культа и определяли, какие гимны в связи с какими жертвами должны читаться. Более широкое толкование содержание вед получило в араньяках. И в брахманах и в араньяках встречаются легенды и сказки народного происхождения, например сказание о потопе. Теологическое истолкование веды получили в прозаических и стихотворных религиозно-философских трактатах упанишадах (прибл. VIIIII вв.), осмысляющих вопросы взаимоотношения природы и божественного начала. К собственно ведической литературе примыкает также веданта группа произведений, разъясняющих вопросы фонетики, этимологии, грамматики, стихосложения, астрологии и ритуала. Ныне считается, что основная масса ведической литературы оформилась между XII вв.
Следующий этап развития литературы народов Индии связан с созданием великих народных индийских эпопей «Махабхараты» и «Рамаяны». «Махабхарата» в своем современном объеме сформировалась к IVV вв. н. э. Основной сюжет, воспевающий торжество попранной справедливости, занимает пятую часть всего объема эпоса и оснащен многочисленными вставными эпизодами. Подобное нанизывание не только разных сказаний, но и философских трактатов (Бхагавадгита и др.) или теоретических рассуждений о проблемах права, морали, военного дела и т. п. было следствием длительных усилий брахманской касты преобразовать народный героический эпос в религиозную книгу. Связан с «Махабхаратой», хотя и стоит несколько особняком, эпос «Рамаяна» (современный вид приобрел ко II в. н. э.). Образ и подвиги справедливого царя Рамы составляют основное содержание эпоса. Эпопея оказала большое влияние на развитие жанра эпической поэмы не только в И. д. л., но и в национальных литературах народов Индии и некоторых сопредельных стран, а также в Тибете и Монголии. Авторство ее приписывается полулегендарному Вальмики, «первому поэту». Существует мнение, что первоначально «Махабхарата» и «Рамаяна» сложились на пракритах и лишь позднее переведены на санскрит. Важной частью эпической традиции И. д. л. были также канонические тексты индуизма пураны (древнейшие из них восходят к середине 1‑го тысячелетия до н. э.; дошедшие до нас тексты созданы во 2‑й половине 1‑го тысячелетия). Наряду с многочисленными мифами и легендами пураны содержат отдельные сказочные циклы, трактаты по поэтике, научные и теологические сочинения и т. п. Каждая из пуран обычно связана с тем или иным течением индуизма и считается священной книгой.
В ряде древних государств Индии существовали, наряду с разными толкованиями индуизма, и другие религии, в т. ч. джайнизм и буддизм. Обе они, особенно буддизм, широко пользовались литературой как средством пропаганды своих идей и полемической борьбы. Одним из наиболее важных памятников раннего буддизма были джатаки (одноименное название носит сборник, входящий во 2-ю книгу буддийского канона на языке пали «Типитака», VII вв. до н. э.). Многие сюжеты джатак в дальнейшем получили широкое распространение в мировой литературе. «Типитака» охватывает повествовательные произведения, образцы религиозно-философской лирики, среди которых «Дхаммапада». По литературным памятникам буддизма можно судить, что фольклор того времени достиг высокого уровня и представлен разнообразными жанрами; в нем были четко разработаны композиция и стихосложение.
Важную роль для дальнейшего развития литературы сыграл «Великий сказ» («Брихаткатха») поэта Гунадхья, относящийся к IIIIV вв. н. э. и написанный на языке пайшачи. До нас он дошел в санскритских переработках, среди которых наиболее значительна «Океан сказаний» («Катхасаритсагара»). Основное сказание «Брихаткатхи» повествует о похождениях царевича Нараваханадатты и о его любви к дочери гетеры и царявидьядхаров. Варианты «Брихаткатхи» сохранили многочисленные произведения народной литературы, целые книги и повести, включенные в его состав. Замечательная народная книга древней Индии «Панчатантра» (около IIIIV вв.) имеет характер социальной сатиры; она широко распространилась на Востоке и в Европе в средние века, т. к. ее содержание отвечало настроениям гор. плебса. Примерно в тот же период сложились «25 рассказов Веталы», «32 рассказа царского трона», а позднее «70 рассказов попугая». Они получили распространение в странах Востока; в Европе стали известны в переводах XIX в. Характерно, что при переводе или переработках эти древнеиндийские книги нередко принимали иной национальный характер и превращались в явления той или иной национальной литературы. Для произведений народной повествовательной литературы характерна контаминация, при которой в сюжет основного рассказа вставляются или как-то увязываются с ним многочисленные вводные рассказы. Это построение ведет начало от складывавшихся в народной среде фольклорных циклов и индийских эпических традиций. Народные книги древней Индии предшественники индийского средневекового романа.
Ко II в. относится творчество Ашвагхоши, одного из выдающихся проповедников раннего буддизма. Ему принадлежат эпические поэмы «Жизнь Будды», «Саундарананда» и драма «Преображение Шарипутры». Из произведений, связанных с буддизмом, следует упомянуть также поэму «Джатакамала» Арьяшуры (не позднее VI в.), находившегося под влиянием Ашвагхоши. Драматургия получила яркое развитие в творчестве Бхасы, Шудраки и Калидасы. Наиболее интересны драмы Бхасы «Увиденная во сне Васавадатта» и «Обет Яугандхараяны», сюжеты которых основаны на сказании «Брихаткатха» о царе Удаяне и его супруге Васавадатте. Пафос этих драм в попытке примирить государственный долг монарха с глубоким личным чувством. Драма Шудраки «Глиняная повозка» одна из жемчужин мировой драматургии. Ее отличают глубокая индивидуализация действующих лиц, бичующая сатира, направленная против аристократической верхушки и религиозного ханжества, динамизм.
Упрочение империи Гунтов, обладавшей сильными абсолютистскими тенденциями, создало благоприятные условия для развития литературы. Калидасе, крупнейшему драматургу раннего средневековья, гениальному поэту и мыслителю, принадлежат драмы, в т. ч. «Шакунтала», эпические и лирические поэмы. Драмы и эпос Калидасы основывались на традиционных сюжетах, в которые он внес новое содержание, часто изменяя окраску и смысл использованного предания; главный источник вдохновения для него природа и жизнь современного ему общества. Его поэма «Облако-вестник» послужила образцом для более чем 70 подражаний. Драматургический канон И. д. л. сложился в значительной мере под влиянием пьес Калидасы.
Наступивший после распада империи Гуптов период длительного кризиса раннефеодального общества отмечен выдающимися литературными событиями, среди которых драмы Харши. Для них характерны антибрахманские тенденции, психологически правдивые женские характеры. Драматург-сатирик Махендравикрама высмеял пороки современного общества в фарсе «Маттавиласа». Получила значительное развитие проза на санскрите и пракритах. Лучшие ее образцы романы «Жизнь Харши» (едва ли не первый в Индии опыт политического романа) и «Кадамбари» Баны и «Похождения десяти принцев» Дандина. Роман Дандина близок европейскому плутовскому роману: в нем сильно сатирическое начало, направленное против брахманства, джайнского и буддийского монашества. Дандин является также автором трактата по поэтике «Зеркало поэзии». Наиболее решительно с критикой индийского общества раннего средневековья выступил Бхартрихари в сборниках коротких лирических стихов «Сто строф о мудрости житейской», «Сто строф о страсти любовной» и «Сто строф об отвержении мира». Лирический характер творчества Бхартрихари, высокий гуманизм, гражданское мужество и высокие художественные достоинства ставят его в один ряд с такими поэтами средних веков, как Данте, Низами и др. Заметным явлением было также творчество поэтов Бхарави и Магхи. Сюжетно связана с «Махабхаратой» эпическая поэма «Шишупалавадха» Магхи, в которой он проявил себя мастером формы и языка, хотя и увлекся изобретением новых, крайне сложных размеров.
Лирика на санскрите тесно связана своим происхождением с пракритской лирикой, на развитие которой оказал решающее влияние фольклор. «Сто строф Амару» (не позднее VIII в.) образец аристократической любовной лирики. Амару исключает любовь из социального контекста, углубляется в нюансы взаимоотношений влюбленных. Один из значительных представителей санскритской драматургии Бхавабхути (приблизительно конец VII начало VIII вв.), автор увлекательной пьесы «Малати и Мадхава» со сложной любовной интригой, обильно насыщенной фольклорными мотивами. В пьесах «Жизнь великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы», опираясь на сюжет «Рамаяны», Бхавабхути проявил большую смелость и оригинальность в построении действия. Рама и другие персонажи показаны обычными людьми с богатым жизненным опытом, психологически точно обрисованными.
Вишакхадатта (приблизительно VII в.) внес серьезный вклад в развитие драматургии: в пьесе «Перстень Ракшасы» он разработал политический сюжет; в его пьесе нет любовной интриги и даже женских ролей. Пьеса «Венисамхара» Бхаттанараяны (1‑я половина VIII в.), построенная на сюжете из «Махабхараты», отличается натурализмом, содержит откровенный выпад против индийской материалистической школы чарваков. Позднее материализм подвергся нападкам также в драме Кришна Мишры «Восход луны просвещения» (XII в.).
Кризис раннефеодального общества и обострившаяся классовая борьба усилили оппозиционные настроения в литературе; во 2‑й половине 1‑го тысячелетия н. э. получила развитие сатирическая литература, создававшаяся, в частности, в среде джайнов. Одно из первых таких произведений «Повесть о плутах» Харибхадры (VIII в.), который, использовав фольклорную сатиру, подверг осмеянию индуистский канон, показав его иррациональность. Наиболее яркий памятник сатиры в драматургии книга «Четыре фарса», объединившая произведения разных авторов, относящиеся к VIIX вв. Сатирические произведения санскритской и пракритской литератур были связаны с демократическими оппозиционными идеями и зачастую с сектантскими вероучениями. Буддийская и особенно джайнская религиозная литература сохранили немало образцов этого рода главным образом на пракритах. Одним из видных драматургов IXX вв. был Раджашекхара, автор драм «Баларамаяна» и «Балабхарата» на сюжеты «Рамаяны» и пьес из дворцовой жизни. Поэт-сатирик и филолог Кшемендра оставил богатое творческое наследие, в т. ч. сатирические поэмы «Самаяматрика», «Нармамала» и «Калавиласа», краткую переработку «Брихаткатхи» и др. В XI в. в Кашмире появилась сказочная эпопея «Окоан из потоков сказаний» поэта Сомадевы обработка «Брихаткатхи», наиболее полно отражающая содержание оригинала, но значительно раздвинувшая его рамки. Своеобразный жанр средневековой литературы на санскрите чампу (сочинение, написанное прозой, чередующейся со стихами), появившийся не ранее IX в., интерпретировал мифологические и эпические сюжеты. Некоторые авторы использовали чампу в полемических и дидактических целях; так, Сомадева Сури (X в.) написал чампу «Яшастилака» с целью пропаганды джайнизма. Наряду с оригинальными появляются также сочинения компилятивного характера: пьеса Дамодара Мишры (XI в.) «Хануманнатака», в которую автор включил куски из пьес своих предшественников на сюжеты из «Рамаяны». В связи со становлением национальных языков и литератур роль санскритской литературы постепенно падает; все позднейшие сочинения на санскрите следует рассматривать в прямой связи с развитием той или иной из национальных литератур. Авторы, обращавшиеся к санскриту, хронологически выходя за рамки И. д. л., использовали преимущественно традиционные сюжеты и формы. И. д. л. стала почвой для развития национальных литератур народов стран Южно-Азиатского субконтинента.
Поэтика в Индии начала развиваться сравнительно рано (точные даты первых работ не установлены). Некоторые данные по поэтике обнаруживаются у древних индийских грамматистов Панини (приблизительно IVIII вв. до н. э.) и Патанджали (II в. до н. э.); у них также имеются сведения о руководствах для актеров, написанных Шилали и Кришашвой. Труды по поэтике касаются определения жанров, стилей, тропов, литературных достоинств и недостатков, семантики, чувств и настроений, характеристики героев и т. д. В ходе развития санскритской поэтики выделилось несколько школ. Одни авторы утверждали, что душой поэзии являются чувства и настроения (раса), другие видели главное в стиле (рити), третьи в иносказаниях и фигурах (вакрокти), четвертые не в образах, а в тех ассоциациях, которые создаются ими (дхвани), и т. д. (подробнее см. в ст. Поэтика).
Перед исследователями Д. и. л. стоят две сложные проблемы источники и хронология. Попытки применения методов, обычных для европейского литературоведения, оказались безуспешными, т. к. конкретный исторический материал не был документирован. В связи с ростом национального самосознания и успешным развитием национальной культуры и науки после достижения Индией независимости процесс пересмотра традиционных взглядов на И. д. л. осуществляется на основе новейших данных археологии и историографии Индии. Открытие культуры Мохенджо-Даро и Хараппы подорвало теорию арийского завоевания и создания культуры в Индии арийскими племенами, а также дало основание полагать, что зачатки собственно художественной литературы в Индии имелись уже в 43‑м тысячелетии до н. э. Отвергнуты представления об изначальном единстве И. д. л.; произведения санскритской литературы стали соотносить с развитием национальных литератур, применять к их анализу современную научную терминологию. Существенных успехов достигло изучение И. д. л. в СССР, где за последние десятилетия создан ряд обобщающих работ и переведены важнейшие памятники.
Литература:
Гринцер П. А., Др.-индийский эпос. Генезис и типология, М., 1974;
Краткая история литератур Индии, Л., 1974;
Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971;
его же, Литературный процесс в Индии (VIIXIII вв.), М., 1979;
Эрман В. Г., Очерк истории ведийской литературы, М., 1980.И. Д. Серебряков.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.